На Ставрополье урожай зерновых может пострадать из-за низкого уровня влаги в почве 

Хорошие дожди, которые выпали на Ставрополье осенью 2022 года, позволили аграриям смотреть в будущее с оптимизмом, пишет Российская Газета. К зиме практически на всех посевных площадях фиксировали уверенные всходы, о чем сообщил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

- Угрозы для зерновых культур нет. Запас влаги в почве хороший. Специалисты считают, что в эту зиму посевы "вошли" в лучшем состоянии, чем в 2021 году. Будем надеяться, что погода не подведет и в дальнейшем, - отметил глава региона.

Но погода все же подвела. После осенних дождей осадков на Ставрополье толком не было. Заведующая базовой кафедрой общего земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства Ставропольского государственного аграрного университета Ольга Власова рассказала, что вся территория региона делится на четыре зоны: крайне засушливую, засушливую, неустойчивого увлажнения и достаточного увлажнения. Однако недостаток влаги и дефицит осадков везде влияют на растения пагубно.

- Если низкие температуры установятся в отсутствие снежного покрова, это может привести к вымерзанию и изреженности посевов, ослаблению растений: озимые начнут отставать в росте и развитии. В итоге это скажется на урожае - как на его количестве, так и на качестве, - отмечает Власова. - Паниковать пока рано. Сейчас выпало достаточно много снега, синоптики обещают новые осадки. Это может простимулировать посевы. Планируем выезды в районы в марте и апреле. Когда будут получены данные за эти месяцы, картина станет яснее.

Эксперт в сфере агрострахования Андрей Тивиков также посещает районы Ставропольского края и изучает ситуацию на полях. По его словам, вне зависимости от зоны на всей территории региона наблюдается низкий уровень увлажненности почвы.

- Выпавший снег - это первые хорошие осадки после осеннего сева. А перед севом выпало от 10 до 30 миллиметров осадков в зависимости от территории. Благодаря этому аграрии получили дружные всходы. Но после дожди были незначительными, или же их не было вовсе, - говорит Тивиков. - Ситуация усугубилась неконтролируемым распространением грызунов. В некоторых хозяйствах они повредили до 30 процентов растений, в других приходилось "списывать" целые поля.

По его словам, сельхозпроизводители по всему Ставрополью надеются на то, что весна окажется прохладной и дождливой. Депутат Ставропольской краевой думы, член правления Российского зернового союза Петр Коротченко, в свою очередь, отмечает, что, если погодные условия и дальше будут неблагоприятными, под угрозой окажутся яровые культуры, которые нужно сеять в скором времени.

- Такой ситуации на моей памяти не было. Если ударить ладонью по земле, поднимется пыль. На глубине даже 50 сантиметров на многих полях нет вообще никакой влаги. Под вопросом не только будущий урожай, но и целесообразность сева яровых. Многие аграрии в такой ситуации станут увеличивать площади под парами, - считает Коротченко. - Себестоимость выращивания всех сельскохозяйственных культур выросла, а цены на рынке упали, из-за чего покрывать расходы становится сложнее. И если при этом погодные условия складываются неудачно, многие сельхозпроизводители предпочтут воздержаться от рискованных трат. В результате можно прогнозировать снижение валового производства зерновых в Ставропольском крае в этом году.

Он также добавил, что накладные расходы никуда не исчезнут и при сокращении посевных площадей они приведут к дополнительным тратам на каждый засеянный гектар, что повлияет на себестоимость производимой продукции. В итоге это осложнит конъюнктуру рынка и без того на сегодняшний день не самую благоприятную. Именно поэтому за прогнозом погоды стоит следить не только аграриям, но и переработчикам продукции.


 https://zerno.ru/node/21987 

15 февраля 2023

Цены на зерно в Ростовской области могут взлететь из-за мышей

Мыши и другие грызуны могут взвинтить цены на зерно урожая 2023 года в Ростовской области. Как рассказал министр сельского хозяйства РО Константин Рачаловский, из-за тёплой осени мышей в полях стало больше, и аграрии вынуждены тратить больше денег на обработку озимых.

- Тёплые погодные условия осенью 2022 года создали благоприятный фон для развития болезней озимых и роста популяции мышевидных грызунов, - рассказал министр. - Проводятся обработки, но необходимость обработок влечёт дополнительные расходы и увеличивает себестоимость продукции.

Ещё один фактор риска для будущего урожая - нехватка воды. Обильные дожди и снегопады пока не слишком изменили ситуацию на востоке Ростовской области: там по-прежнему в почве низкое содержание влаги.

В целом же серьёзных проблем для урожая - 2023, подчеркнул министр, пока нет. Вопрос с семенами на этот год полностью закрыт, и сейчас аграрии уже думают о рисках 2024 года. Есть информация, что ряд зарубежных поставщиков откажется от сотрудничества с РФ, но разработка собственных сортов уже идёт.I

Метеоусловия Рачаловский оценил как удовлетворительные: почти 100% озимых в Ростовской области взошли. Фитосанитарная обстановка, по его словам, тоже под полным контролем.

1rnd писал о массовой гибели животных и птиц в Ростовской области - её связывали с обработкой полей против грызунов.

https://www.1rnd.ru/news/3547970/ceny-na-zerno-v-rostovskoj-oblasti-mogut-vzletet-iz-za-mysej
16 февраля 2023

Минсельхоз России не планирует отменять экспортные пошлины

Министерство сельского хозяйства считает некорректными утверждения, что доходы бюджета РФ от взимания экспортных зерновых пошлин не доходят до фермеров, и не планирует отменять этот регуляторный механизм. Об этом заявила 9 февраля в ходе XXXIV съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) заместитель министра сельского хозяйства РФ Елена Фастова.

Механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат этого дохода сельхозпроизводителям, действует с июня 2021 года. Последние три недели пошлины на все виды зерна растут. С 15 февраля для пшеницы размер составит 4,6 тыс. рублей за тонну, для ячменя — 3,2 тыс. рублей за тонну, для кукурузы — почти 1,7 тыс. рублей за тонну.

«Пока мы не планируем отменять пошлины», — сказала Фастова, отвечая на вопрос из зала.

По словам представителя ООО «Кубань-агро», пошлины ставят рентабельность малых фермерских зерновых хозяйств под угрозу.

«Пошлины просто убивают нашу экономику, просто убивают нас. Особенно это касается малого бизнеса. Малый бизнес, крестьянские хозяйства, пострадают, они не смогут выжить и останется один крупный бизнес (…). Это крик души. Мы выкинуты с рынка. Мы все покупаем дорого, а продаем задешево. Вы с нас требуете рентабельность, ну, давайте мы до нуля упадем, а говорить будем, что хорошо живем. Нет, мы не хорошо живем», — сказал представитель Краснодарского края.

Комментируя выступление кубанского агрария, Фастова подчеркнула, что выручка малых фермерских хозяйств и ИП за 2022 год составила 4,4 млрд рублей. «В целом у нас по сельскому хозяйству выручка по итогам 2022 года около 7,5 млрд рублей», — отметила она.

Замминистра подчеркнула, что из 455 млрд рублей бюджета на АПК в 2023 году, 150 млрд рублей относятся к льготному кредитованию. «У нас с вами есть бюджет. Половина бюджета, по сути, идет на льготное кредитование, половина — на прямые субсидии. Поэтому сказать, что мы эти деньги как-то до вас не доводим – это неправильно», — отметила замминистра.

«Все те пошлины, которые получает бюджет, они все возвращаются вам обратно в виде различных субсидий», — добавила она.

Как отметил в свою очередь министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Федор Дерека, себестоимость производства пшеницы в крае составляет от 8 до 10 рублей за килограмм. При этом средняя цена в порту Новороссийска за пшеницу с протеином 12,5% составляет 14 рублей за килограмм.

«Сегодня возросла в два раза логистика. Если в прошлом году доставка зерна в морпорт стоила 1 до 1,5 рубля, сегодня — около 2–3 рублей. Средняя цена реализации зерна у сельхозников получается 12,5–13 рублей, в зависимости от протеина. При себестоимости в 10 рублей и средней урожайности в 62 центнера с гектара мы получаем доходность, чистых денег, — от 15 до 18 тыс. рублей», — отметил Дерека.

По его словам, основную обеспокоенность фермеров вызывает рост цен на семена и средства защиты растений. «По некоторым позициям цена возросла к уровню прошлого года от 50 до 80%», — отметил он. «Они беспокоятся, что если в этом году (сезон-2023/24. — Прим. ред.) средняя цена закупочная у фермеров будет такая в текущем сельхозгоду, то рентабельность производства зерновых будет достигать нуля», — отметил министр.

https://www.zol.ru/n/38493
7 февраля 2023

Минсельхоз распределил квоту на экспорт зерна из РФ между 203 компаниями

Минсельхоз РФ распределил квоту на экспорт зерна между 203 компаниями. Это следует из приказа ведомства.

Квота начнет действовать с 15 февраля этого года, она распределена по историческому принципу, поэтому наибольшие долю получили ведущие экспортеры. Так, квота ТД "Риф" составила 4,909 млн тонн, ООО "Грейн гейтс" – 3,242 млн тонн, компании "Астон" – 2,774 млн тонн, ООО "Витерра Рус" – 2,114 млн тонн. На долю "ОЗК трейдинг" (дочка "Объединенной зерновой компании") пришлось 1,1 млн тонн.

Как сообщалось, размер квоты составляет 25,5 млн тонн, из которых 0,5 млн тонн предназначены для регионов Дальнего Востока. Квота будет действовать по 30 июня 2023 года включительно

https://zerno.ru/node/21900
15 февраля 2023

С 15 февраля начинает действовать квота на экспорт зерна из РФ

С 15 февраля по 30 июня 2023 г. начинает действовать квота на экспорт зерна из РФ. Размер квоты составляет 25,5 млн тонн без разбивки на отдельные культуры, из которых 0,5 млн тонн предназначены для регионов Дальнего Востока.

Минсельхоз РФ распределил квоту между 203 компаниями. Распределение происходило по историческому принципу, поэтому наибольшие долю получили ведущие экспортёры.

Россия впервые ввела квотирование экспорта зерна в 2020 г. Объем первой квоты составлял 7 млн тонн, она действовала с 1 апреля по 30 июня. В 2021 году квота действовала с 15 февраля по 30 июня. Ее объем составлял 17,5 млн тонн, он не разделялся по видам зерна.

Нововведением 2022 года было выделение отдельной квоты на пшеницу в размере 8 млн тонн, на рожь, ячмень и кукурузу - 3 млн тонн совокупно.

https://zerno.ru/node/21963

Власти обсудят рост штрафов для отправителей грузов по железной дороге

Власти рассматривают повышение в 5 раз штрафов для владельцев грузов и перевозчиков за невыполнение заявок на перевозку. РЖД связывают актуальность штрафа, размер которого не менялся с 1998-го, с переориентацией грузов на Восток
Власти готовят изменения в устав железнодорожного транспорта, утверждаемый федеральным законом, чтобы повысить штраф за невыполнение перевозчиком или грузоотправителем заявки, принятой РЖД на перевозку грузов. Сейчас он составляет 10 руб. за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 руб. за непогруженный контейнер. Обсуждается увеличение штрафа в пять раз.

Это следует из писем директора департамента транспорта правительства Анатолия Мещерякова и замглавы Минтранса Валентина Иванова, которые они направили в Минэкономразвития, Минфин, Минэнерго, Минпромторг, Минюст и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в январе 2023 года. У РБК есть копия переписки, ее подлинность подтвердили два собеседника в транспортных компаниях. Чиновники попросили ведомства согласовать законопроект, который вносит соответствующие изменения.

Минфин «концептуально» поддерживает инициативу по повышению штрафов, сообщил РБК представитель ведомства. В Минтрансе и Минпромторге отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы Минэкономразвития, Минэнерго, Минюста, ФАС, а также представителю первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует транспортную отрасль и возглавляет совет директоров РЖД).
Устав железнодорожного транспорта в статусе федерального закона вступил в силу в 2003 году, когда на базе Министерства путей сообщения было образована компания РЖД. Документ регулирует отношения между железными дорогами, грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиками.
Почему штрафы предлагают поднять в пять раз

По уставу железнодорожного транспорта для перевозки грузов отправитель представляет перевозчику заявку, в которой указаны количество вагонов и тонн груза, станции назначения и другие сведения. Если перевозчик считает возможным выполнение заявки, он отправляет ее на согласование владельцу инфраструктуры (в большинстве случаев — РЖД). Грузоотправитель и перевозчик штрафуются, если отказываются работать по уже согласованной заявке (не поставлен или не принят груз).

Размер штрафов не менялся с момента принятия устава, то есть почти 20 лет, указано в пояснительной записке к законопроекту об изменении устава, который подготовил председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. С учетом уровня накопленной с 2003 года инфляции (более 500%) размер штрафа для перевозчиков и грузоотправителей, согласно законопроекту, должен быть увеличен в пять раз.

Размер штрафа не пересматривался еще дольше — фактически с 1998 года, поэтому эта мера, по сути, себя изжила, говорит представитель РЖД. Например, на сегодняшний день ответственность за невыполнение заявки на перевозку 60 т груза в одном вагоне составляет всего 600 руб. Величина неустойки настолько мала, что дает возможность злоупотреблять нормой, указал он. В итоге РЖД приходится сокращать количество заявок, которые компания может одобрить на одном конкретном направлении.

РЖД в 2021 году уже предлагали увеличить штраф за неисполнение согласованных заявок до 17 раз. Тогда эта инициатива не была принята, так как против нее выступили грузоотправители, которых поддержал Союз операторов железнодорожного транспорта. Сейчас законопроект находится «в стадии обсуждения», рассказал РБК Кутепов. По его словам, РЖД и перевозчики отстаивают свои интересы, но Минтранс предложил повышать штраф не так сильно, как указано в документе, «с учетом текущей экономической ситуации». Конкретный размер повышения из предложения Минтранса он не раскрыл.


Почему инициатива стала актуальной сейчас

После начала военной спецоперации на Украине 24 февраля 2022 года и введения против России международных санкций многие экспортеры были вынуждены перенаправлять грузы с Запада на Восток, что привело к еще большим трудностям на железной дороге, где и так ранее не хватало свободных мощностей. «Грузовые перевозки — очень сложная в прошлом году тема, практически индивидуальная логистика. Мы плановое предприятие, но в прошлом году пришлось перестраивать все процессы, поскольку с Запада огромное количество предприятий — более 700 предприятий — поехало на Восток. И это дало возможность сохранить производство и работу людям», — заявил гендиректор РЖД Олег Белозеров на встрече с президентом Владимиром Путиным в понедельник, 6 февраля. По его словам, впервые в истории железных дорог объем перевозки на Восток (80 млн т) превысил объем перевозки на Запад (76 млн т).
В условиях наличия на железных дорогах таких «лимитирующих направлений» грузоотправители нередко завышают имеющуюся у них грузовую базу, создавая для себя некий резерв, который впоследствии не используется либо используется не в полном объеме, говорит представитель РЖД. К примеру, в 2022 году в компанию поступило заявок на перевозку угля в четыре раза больше, чем его добывается в России. Из-за этого распределение пропускных и перерабатывающих возможностей железнодорожной инфраструктуры осуществляется на основе недостоверной информации. Это существенно осложняет работу и ущемляет интересы добросовестных грузоотправителей, которые планируют отгрузку, не завышая грузовую базу, говорит представитель РЖД, отмечая, что законопроект предлагает увеличить штрафы как для грузоотправителей, так и для перевозчика. По его мнению, повышение штрафов будет создавать мотивацию для сторон к рациональному использованию ресурсов общей инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Что говорят грузовладельцы и перевозчики

Законопроект затрагивает важный момент — архаичность отраслевого законодательства в разрезе ответственности участников перевозочного процесса на различных этапах, начиная с приема груза к перевозке, отмечает источник в крупном железнодорожном операторе. Отсутствие нормативных сроков приема груза к перевозке и ответственности перевозчика позволяет РЖД маскировать проблему нехватки магистральных локомотивов и отстающей «расшивки узких мест», в первую очередь в направлении Дальнего Востока, утверждает он. «Такая неопределенность вынуждает грузоотправителей заявлять объемы на два и более направлений — в надежде, что хоть куда-то РЖД согласуют заявку», — отмечает источник.

Прямое повышение штрафа не позволит повысить дисциплину и технологичность перевозочного процесса, считает представитель крупного железнодорожного оператора «Нефтетранссервис». По его мнению, «повышение штрафа создает предпосылки к возможному возникновению рисков злоупотреблений монополистом, так как процесс принятия груза к перевозке в настоящее время не регламентирован по времени».

Собеседник в крупной промышленной компании соглашается, что в устав железнодорожного транспорта нужно добавить положение об ответственности перевозчика в случае необоснованного отказа от принятия вагонов к перевозке. Сейчас практика такова, что штрафы применяются, как правило, только в отношении грузоотправителей, а не железнодорожных операторов, указывает он.

Увеличение штрафа для грузоотправителей и операторов (РЖД) в сложившейся ситуации может привести к тому, что грузоотправители будут подавать еще больше заявок, которые РЖД будут отклонять, пессимистичен гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Не принимая заявку, по которой есть риск недоставки груза в срок, или требуя от контрагента подписать соглашение о продлении сроков доставки, РЖД снижают риски штрафных санкций для себя», — объясняет он, называя ситуацию «заколдованным кругом».

Материал РБК:
https://www.rbc.ru/business/07/02/2023/63e103de9a79475029b2c35e?utm_medium=share&utm_campaign&utm_source=app_ios_reader

Услуги грузового терминала ст. Ростов-Западный стали более доступными для клиентов РЖД

В мероприятии приняли участие начальник СКЖД Сергей Задорин, начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Алексей Бельский, заместитель министра транспорта Ростовской области.

Как было отмечено в ходе презентации, выполненные работы позволили сделать услуги универсального грузового терминала более доступными для клиентов.

Здесь обустроена современная, комфортная клиентская зона. В офисе обслуживания, работающем по принципу одного окна, теперь можно оформить полный пакет документов – от момента заключения договора до оплаты услуг. Ранее для этого необходимо было посетить дополнительный офис.

Для удобства посетителей обустроена автомобильная парковка и выполнено благоустройство территории. Кроме того, выполнен ремонт одной из платформ, используемой для приема и перевалки грузов, а также обновлены объекты инфраструктуры.

В текущем году объемы грузовой работы на ст. Ростов-Западный показывают рекордные темпы роста. Так, отмечается шестикратный рост объема работы с контейнерами – с начала года переработано 12,8 тыс. контейнеров ДФЭ. При этом принято 47 и отправлено 35 контейнерных поездов. В частности, организованы перевозки продовольственных грузов в направлении Новосибирска и на экспорт через порт Владивосток.

Переработку грузов на грузовом дворе обеспечивают 4 козловых крана и 2 малогабаритных погрузчика, а для хранения используются три складских помещения общей площадью более 3,7 тыс. кв. м. Среди постоянных клиентов грузового двора – более 50 различных компаний.

Сегодня им предлагается комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание. Оно включает не только стандартные и типовые услуги, такие как погрузочно-разгрузочные работы и хранение груза, но и весь спектр экспедиторских услуг. В их числе – разработка и согласование схем погрузки и размещения груза на подвижном составе, а также предоставление услуг «первой мили» и «последней мили» по доставке грузов до складов или со складов на железнодорожную инфраструктуру по агентской схеме.

Значительную экономию времени при оформлении грузов обеспечит планируемое создание на станции постоянной зоны таможенного контроля. Это позволит привлечь дополнительный объем грузов за счет организации приема и отправки таможенных грузов в контейнерах в составе контейнерных поездов, поступающих с Восточного полигона.

 

«РЖД Логистика» приступила к реализации проекта по логаутсорсингу для одного из российских промышленных предприятий

Специалисты компании завершили в срок первый этап работ – возведение земляного полотна. 23 ноября АО «РЖД Логистика» совместно с Центральной дирекцией по ремонту пути приступили к следующему этапу. Он включает в себя демонтаж и сооружение верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования.

В рамках дальнейшей реализации проекта будет проведена установка комплексных средств регулировки управления движением (СЦБ). Завершение работ по расширению железнодорожной инфраструктуры предприятия запланировано в конце 2025 года. В дальнейшем «РЖД Логистике» будет передано управление внутренней логистикой завода.

«Предложенные и внедренные «РЖД Логистикой» решения позволят предприятию на 30% увеличить свои производственные мощности. Кроме того, модернизация железнодорожной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности управления товаропотоками за счет обеспечения ритмичности завоза сырья и вывоза готовой продукции. В результате оптимизации ряда бизнес-процессов и логистических цепочек предприятие получает дополнительные конкурентные преимущества и сокращает свои транспортные издержки. «РЖД Логистика» - сетевой оператор услуг логистического аутсорсинга, и для своих клиентов мы разрабатываем индивидуальный комплекс услуг, направленный на поддержание высокого качества внутренней логистики производства с учетом всех особенностей предприятия», - отметила директор саратовского филиала «РЖД Логистики» Вера Вторыгина.